Один из шедевров мировой музыкальной культуры – «Рождественская оратория» (weihnachts-Oratorium BWV-248) И.С. Баха была исполнена в рамках YII Московского Рождественского фестиваля в ММДМ. Ее премьера состоялась в Лейпциге 25 декабря 1734 года. Сюжет взят из синоптических Евангелий от Луки и Матфея. Предполагают, что скомпоновал текст сам композитор. Оратория состоит из шести кантат (частей). На концерте прозвучали три. Начинается повествование с указа кесаря Августа о переписи населения по всейземле.
Иосиф с беременной женой Марией отправляются на перепись из Назарета (Галилеи) в свой город Вифлеем в Иудее. В гостинице из-за огромного скопления народа им не было места. Поэтому Иосиф и Мария вынуждены были ночевать в хлеву. Там и родился Младенец Иисус. Это – первая кантата «Рождественской Оратории». Благую весть о Его рождении ангелы возвещают пастухам (вторая кантата). Пастухи спешат приветствовать Спасителя (третья кантата).
Каждая кантата длится около получаса. Первая – «Рождение Младенца» (1-й день праздника Рождества Христова) состоит из 9 номеров. Открывается Оратория торжественным и радостным хором «Славьте, ликуйте и праздник воспойте». На сцене – вокальный ансамбль Intrada. Художественный руководитель ансамбля Екатерина Антоненко. Вместе с ним исполняет Ораторию Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Спиваков. За дирижёрским пультом – Ханс-Кристоф Радеман (Германия). Во втором номере вступает солист – тенор Евангелист Пауль Швайнестер (Австрия). Третий и четвёртый номер – речитатив и прекрасная ария альта Полины Шамаевой преимущественно в сопровождении виолончели и скрипки. После короткого речитатива Евангелиста, следует хорал и речитатив первого баса – Тобиаса Берндта (Германия). В одном из номеров арию баса хорошо исполнил Дмитрий Орлов в сопровождении струнных, трубы, гобоя, органа. Завершил первую часть – хорал.
Вторая кантата – «Благая весть пастухам» (2-й день праздника Рождества Христова.) Состоит из 14 номеров. На сцене – Анастасия Белукова (сопрано). Первый номер второй кантаты, № 10, называемое Sinfonie (вступление) исполнил тенор-Евангелист и полный состав оркестра, включая орган и клавесин. Прекрасный хорал прозвучал в исполнении хора с оркестром и также речитатива Евангелиста и сопрано в роли Ангела, №13. Далее речитатив баса, сменяющегося тенором. Затем чудесная музыка и исполнение хорала, небольшой речитатив баса. №19 – «Спи, мой любимый, почувствуй покой» – нежная колыбельная в хорошем исполнении альта. Радостный хор, славящий Бога, мир на земле, №21. Затем следует речитатив баса. И завершает вторую кантату хорал в отличном исполнении хора и оркестра – воспевание, слава Младенцу-Господу.
В заключении прозвучала третья кантата: «Пастухи у яслей Младенца» (3-й день праздника Рождества Христова) – №№ 24 – 35. Торжественный и радостный хор с оркестром, №24. В №26 хор с оркестром отличается удивительной красотой. И далее все номера исполнялись с огромным вдохновением. Особенно незабываемые дуэт сопрано и баса, №29 и ария-молитва – шедевр альта в сопровождении скрипки, виолончели, органа, клавесина,№31. Завершение – чудесный хорал: «Возрадуйтесь, что наше спасение родилось – Господь Бог, который есть Христос».
Восторженные, продолжительные аплодисменты, много цветов. На бис был великолепно исполнен 1-й номер первой кантаты: «Ликуйте, торжествуйте». Высочайший эмоциональный настрой, благодарность Хансу-Кристофу Радеману, достойнейшему последователю, преемнику великого Гельмута Риллинга, солистам Полине Шамаевой, Паулю Швайнестеру, Дмитрию Орлову. Потрясающе, выше всех похвал исполнили свои партии Анастасия Белукова и Тобиас Берндт. Также превосходно выступи ансамбль Intrada и камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Такой состав всех исполнителей не уступает лучшим составам мирового уровня. Безусловно, этот концерт войдет в первую десятку лучших из лучших в этом филармоническом сезоне.
В качестве пожелания: более понятной для публики эта потрясающая музыка великого Баха могла быть при чтении артистом соответствующих стихов Евангелия и, может быть, демонстрации картин с рождественским сюжетом в формате 3D.
1-е фото картина «Поклонение пастухов» Бонифацио Веронезе.
Давид Файнгор, фото Светлана Телятникова-Никабадзе