Людмила ГОЛУБ, орган
Рассказывает Артем ВАРГАФТИК
В программе: И.С. Бах, И. Брамс, А. Шнитке
Органные шедевры И.С. Баха, Иоганнеса Брамса и Альфреда Шнитке исполнит известная органистка Людмила Голуб. Для этих композиторов город Гамбург стал важным местом в их жизни. В XVIII веке этот город был культурным центром Германии. Он притягивал к себе лучших музыкантов того времени. Конечно, И.С. Бах был в их числе. Поэтому, когда освободилось место органиста в гамбургской церкви Святого Якоба, Бах решил принять участие в конкурсе на эту должность. Бах блестяще выдержал испытание, но место досталось второстепенному музыканту И. Хейтману. Как выяснилось позднее, тот заплатил за это кругленькую сумму.
Еще с детства Бах был близок к Гамбургу. В 10 лет он остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата. В 15 лет Бах переехал в городок Люнебург, где учился в гимназии Михаэлевского монастыря и служил певчим в церковном хоре. Люнебург находился всего в 50 километрах от Гамбурга. Тогда он впервые увидел этот город, где слушал знаменитого органиста А. Рейнкена и посещал оперу. В последующие 20 лет, за исключением пребывания в Веймаре, жизнь Баха была связана с маленькими немецкими городами: Арнштадтом, Мюльхаузеном, Кетеном, а закончил свою жизнь в Лейпциге.
Почти веком позже, в 1833 году, в Гамбурге родился один из крупнейших представителей эпохи музыкального романтизма – Иоганнес Брамс. Но родина оказалась неласковой для этого композитора: он мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра, но выбор пал на другого музыканта. Дальнейшая жизнь Брамса была связана с Веной, где он оказался невероятно востребованным. Хоть композитор и известен как гениальный симфонист, для органа он также написал целый ряд замечательных сочинений. Лучшее из которых – сборник «Одиннадцать хоральных прелюдий», op.122, ставший последним творением Брамса.
А спустя почти полтора века в Гамбург переезжает и проводит в этом городе свои последние годы Альфред Шнитке – гениальный композитор XX века, один из самых выдающихся советских композиторов «второй волны». Шнитке очень любил орган, он называл его «инструментом своей мечты». Композитор вводит партию органа в партитуры своих важнейших сочинений – Реквиема, кантаты «История доктора Иоганна Фауста» и многих других. Для сольного органа Шнитке написал два сочинения. Одно из них прозвучит в концерте.
В программе возможны изменения
2 отделения по 40 минут