Людмила ГОЛУБ, орган
Рассказывает Артем ВАРГАФТИК
В программе:
1 отделение
И.С. Бах. Хорал «Jesu, meine Freude», BWV 1105
Партита на хорал «O, Gott, du frommer Gott», BWV 767
А. Шнитке. Две маленькие пьесы для органа
И. Брамс. Прелюдия и фуга соль минор
2 отделение
И.А. Рейнкен. Токката соль мажор
И.С. Бах. Хорал «Schmuke dich, o, liebe Seele», BWV 759
И. Брамс. Хорал «Schmuke dich, o, liebe Seele»
И.С. Бах. Хорал «Herzliche tut mich verlangen», BWV 727
И. Брамс. Два хорала «Herzlich tut mich verlangen»
И.С. Бах. Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Органные шедевры И.С. Баха, Иоганнеса Брамса и Альфреда Шнитке исполнит известная органистка Людмила Голуб. Для этих композиторов город Гамбург стал важным местом в их жизни. В XVIII веке этот город был культурным центром Германии. Он притягивал к себе лучших музыкантов того времени. Конечно, И.С. Бах был в их числе. Поэтому, когда освободилось место органиста в гамбургской церкви Святого Якоба, Бах решил принять участие в конкурсе на эту должность. Бах блестяще выдержал испытание, но место досталось второстепенному музыканту И. Хейтману. Как выяснилось позднее, тот заплатил за это кругленькую сумму.
Еще с детства Бах был близок к Гамбургу. В 10 лет он остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата. В 15 лет Бах переехал в городок Люнебург, где учился в гимназии Михаэлевского монастыря и служил певчим в церковном хоре. Люнебург находился всего в 50 километрах от Гамбурга. Тогда он впервые увидел этот город, где слушал знаменитого органиста А. Рейнкена и посещал оперу. В последующие 20 лет, за исключением пребывания в Веймаре, жизнь Баха была связана с маленькими немецкими городами: Арнштадтом, Мюльхаузеном, Кетеном, а закончил свою жизнь в Лейпциге.
Почти веком позже, в 1833 году, в Гамбурге родился один из крупнейших представителей эпохи музыкального романтизма – Иоганнес Брамс. Но родина оказалась неласковой для этого композитора: он мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра, но выбор пал на другого музыканта. Дальнейшая жизнь Брамса была связана с Веной, где он оказался невероятно востребованным. Хоть композитор и известен как гениальный симфонист, для органа он также написал целый ряд замечательных сочинений. Лучшее из которых – сборник «Одиннадцать хоральных прелюдий», op.122, ставший последним творением Брамса.
А спустя почти полтора века в Гамбург переезжает и проводит в этом городе свои последние годы Альфред Шнитке – гениальный композитор XX века, один из самых выдающихся советских композиторов «второй волны». Шнитке очень любил орган, он называл его «инструментом своей мечты». Композитор вводит партию органа в партитуры своих важнейших сочинений – Реквиема, кантаты «История доктора Иоганна Фауста» и многих других. Для сольного органа Шнитке написал два сочинения. Одно из них прозвучит в концерте.
В программе возможны изменения
2 отделения по 40 минут