Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт
Важная информация
узнать подробности

Уважаемые зрители!

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2024 г. № 2638-ПП проход на мероприятия с 15.03.2025 г. по билетам, приобретенным с 01.12.2024 г. по новым правилам покупки, осуществляется при обязательном предъявлении одного из документов согласно утверждённому перечню.

Физика музыки

Великому композитору Людвигу ван Бетховену приписывают фразу: «Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия». Но с этим можно поспорить, ведь без мудрости и научного подхода воздействие музыки на нашу психику не было бы столь мощным и чарующим. Математике и физике мы обязаны появлением сложнейших музыкальных инструментов и совершенных в акустическом плане концертных залов.О том, как создаются звуки, задевающие самые тонкие струны души, oLogy рассказывает в трёх историях: о физике-органисте, его любимом инструменте и идеальном концертном зале.

 

Физик-музыкант


Объёмный сказочный звук словно предзнаменование чуда. Он разливается под сводами лютеранской кирхи, резонируя в самом сердце... Так маленький Павел представлял себе звучание органа, когда прогуливался с родителями рядом с церковью святого Михаила на Васильевском острове в Ленинграде. К сожалению, органа в этой церкви давно не было – его разрушили после Октябрьской революции, а от кирхи осталась только наружность, внутри её переоборудовали в фабрику спортинвентаря.

– Не знаю, почему меня завораживала именно эта кирха, может быть, из-за высокого острого готического шпиля, но помню, как проходя мимо неё, я всё время воображал орган, который когда-то там был. Я пытался представить, как он выглядел, как он звучал. Меня очень волновали эти вопросы, – с улыбкой вспоминает своё детство Павел Кравчун, сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и смотритель одного из крупнейших в России органов.

– Безусловно, именно создание новых принципов звучания и управления звуком были его главной целью, – вспоминает наставника Павел Кравчун.

В далёком 1920 году Лев Термен открыл принципиально новый метод создания звука и представил публике терменвокс. Этот инструмент – воплощение мечты об устранении барьеров между музыкантом и мелодией – заинтересовал не только научное сообщество, но и высшее руководство страны. Известно даже, что в 1922 году Термен добился встречи с Лениным, который увидел в изобретении способ пропаганды электрификации. Так физик-музыкант получил разрешение на проезд по железным дорогам страны и отправился в многолетний тур по СССР. В 1927 году его пригласили на выставку в Германию. Там диковинный инструмент произвёл настоящий фурор, и Термена стали звать выступать с концертами в Европу и США.

Терменвокс
Первый электронный музыкальный инструмент, позволяющий извлекать звуки бесконтактно. Происходит это за счёт изменения электрической ёмкости, которую провоцирует движение руки исполнителя около антенны прибора. Изначально Лев Термен вовсе не планировал создавать музыкальный инструмент – он разрабатывал охранную сигнализацию, реагирующую на движения. С этой задачей он справился, однако изобретательская мысль и любовь к музыке увели его дальше – в область гармоничных звуков. Первое время инструмент называли этеротоном (от лат. aether – эфир), чтобы подчеркнуть, что звуки извлекаются прямо из воздуха, без каких-либо механических воздействий на инструмент.

В 1928 году Лев Термен переехал в Соединённые Штаты, где запатентовал терменвокс и наладил его серийное производство. Однако в конце 1930-х Народный комиссариат внутренних дел СССР потребовал от Термена вернуться в Москву. По возвращении его осудили по сфабрикованному делу и отправили на строительные работы в лагерь на Колыму. Там быстро разглядели уникальный изобретательский ум Термена и перевели его в опытно-конструкторское бюро при НКВД – ЦКБ-29, которое в народе называли «Туполевской шарагой». Вместе со своим юным помощником, коим был не кто иной, как Сергей Королёв (в будущем знаменитый конструктор ракетно-космической техники), Термен занимался военными разработками. Естественно, даже по окончании уголовного срока путь за рубеж ему был заказан. Он остался в Москве, какое-то время проработал в Московской консерватории, которую иронично называл «самой консервативной организацией», а позже перешёл на физфак МГУ. Формально в университете он числился механиком высшей квалификации, но на самом деле до конца жизни продолжал заниматься наукой и экспериментальной музыкой. 


В 1974 году Термен прочитал в МГУ факультативный курс «Музыкальная акустика», на который снова пришёл Павел Кравчун, но уже будучи студентом-физиком. Сегодня Павел сам преподаёт на кафедре акустики физфака МГУ, и, наряду с множеством новых результатов, старается передавать молодому поколению акустиков и те уроки, которые когда-то воспринял от Льва Термена. А кроме учебной работы, участвует в проектировании органов и концертных залов для них.

– Вы помните свой первый проект? – спрашиваю я акустика.

– Конечно! В 1988-м на кафедру пришло письмо из Владивостока. Там в здании музея Тихоокеанского флота – бывшей кирхе – хотели создать органный зал Приморской филармонии, и специалистов кафедры попросили оценить акустические качества помещения и его пригодность для установки органа. Я сомневался, браться мне за это или нет. Но заведующий кафедрой, Владимир Александрович Красильников сказал: «Обязательно нужно этим заняться! Зал – это ведь и есть настоящая акустика». Так вместе с латышским композитором и органистом Айваром Калейсом я отправился во Владивосток. Всю ночь, пока летели, говорили об органах, – делится Павел.


Предложенное помещение начинающий акустик и его коллега-музыкант единодушно забраковали. Но Кравчун предложил альтернативный вариант – переоборудовать под установку органа здание Государственного архива Приморского края. Тогда, в конце 1980-х, к его идее не прислушались. Однако в 2015 году, когда здание было уже передано католической церковной общине, всё же реализовали: в этом помещении появился орган. Причём не простой, а созданный филиппинцами – уникальный для нашей страны экземпляр.
Теперь за плечами акустика множество проектов. Он занимался разработкой акустических решений для Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Концертного зала органной и камерной музыки «Родина» в Челябинске, Органного зала в Набережных Челнах, Пермской краевой и Мурманской филармоний, училища Гнесиных в Москве. Курировал строительство и реставрацию нескольких концертных органов, в числе которых один из самых крупных в России и самый большой в Москве – орган Светлановского зала Московского международного Дома музыки.

– Вообще, со временем я всё больше укреплялся в мысли, что последнее веское слово в решении акустических проблем и в органостроении должно оставаться за специалистами и органостроителями, – в мягком голосе Павла слышатся нотки строгости. – При этом, конечно, они должны прислушиваться к советам профессиональных и опытных музыкантов. Но решающее слово всё же – за органными мастерами и акустиками.

Король инструментов

Предок органа назывался гидравлос (давление воды создавало потоки воздуха нужной силы). В нём было около десяти труб – всего ничего по сравнению с современными органами, состоящими из тысяч, а порой из десятков тысяч труб. Этот музыкальный инструмент появился ещё в Античности: по некоторым свидетельствам, его придумал Ктесибий – древнегреческий математик и механик, основатель пневматики.

33116 труб у самого большого органа в мире. Находится он в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити (США). Инструмент построили на рубеже 20–30-х годов прошлого столетия. Весит этот музыкальный гигант около 300 тонн.

В Раннем Средневековье появились инструменты, совсем близкие к нынешним. Благодаря огромному количеству труб они создавали объёмное и очень мощное звучание – столь впечатляющее, что слушатели назвали орган «королём инструментов». Люди полагали, что его звуки обладают мистической силой, место которой в доме Бога – храме. Сегодня, разумеется, услышать орган можно не только в католических и протестантских храмах – как мы уже знаем, даже помещения архивов и музеев переоборудуют под концертные залы. Тем не менее почтительное отношение к этому музыкальному инструменту сохраняется. Открытие органа после установки называется инаугурацией, а ответственного за него человек –смотрителем.

Павел Кравчун стал смотрителем органа Московского международного Дома музыки в 2004 году. А до этого он был одним из главных экспертов при строительстве инструмента – сформулировал техническое задание и следил за его выполнением. По словам Кравчуна, архитекторы хотели сделать инструмент компактным, но он смог переубедить их – так орган Дома музыки вырос до размеров пятиэтажного дома. У этого тридцатитонного музыкального сооружения около 6000 труб, 4 мануала – ручные клавиатуры и педальная (ножная) клавиатура.

Чтобы трубы органа звучали, нужен мощный воздушный поток – внутри современных инструментов он нагнетается при помощи электромоторов. Несколько веков назад роль таких моторов выполняли люди – их называли калькантами, или качальщиками: весом собственного тела они давили на специальные мехи инструмента, загоняя воздух внутрь.
Группы труб с похожим звучанием называются регистрами и включаются специальными рычагами на боковых панелях пульта органа. Органист включает нужный регистр, нажимает на клавишу, и тонкие деревянные рейки открывают клапан, пуская воздушный поток к нужной трубе.
Воздух в трубах колеблется по-разному, соответственно, и звучит различно – в зависимости от типа трубы и её размера, а также от температуры и влажности помещения.

Если закрыть глаза и слушать, как звучат по отдельности трубы органа, можно вообразить, что находишься в зоопарке

Если труба лабильная, выходящий из неё звук будет мягким, похожим на звучание флейты. У язычковой трубы (внутри таких труб есть тонкие металлические пластинки – колеблющиеся язычки) звучание более резкое и богатое обертонами.Я стою в Светлановском зале и созерцаю подопечного Павла Кравчуна – второй по величине орган в России. Физик поднимается на второй этаж инструмента, осторожно, чтобы не повредить тонкий металл, вынимает из стойки язычковую трубу и дует в неё – звук получается резкий и звонкий.Если закрыть глаза и слушать, как звучат по отдельности трубы органа, можно вообразить, что находишься в зоопарке, где ревут, пищат, рычат, кричат самые разнообразные животные.


Спустившись на первый этаж, акустик садится за инструмент, вытягивает на себя несколько регистровых рукояток и нажимает левые клавиши ножной клавиатуры (педали). Пятиэтажный инструмент издаёт глубокое утробное «бу-у-у-у-у-у» – это «голос кита». Так этот басовый регистр называют сами органные мастера. Его звук находится на нижней границе слышимого человеком звукового диапазона – ниже уже инфразвук. Изменив положение нескольких регистров и переключившись на третий мануал, акустик нажимает на нём верхние клавиши – и махина превращается в огромного комара, выводящего тонкое «ци-и-и-ий» на грани ультразвука.
Тяжело долго слушать такое пищание – морщусь и закрываю уши руками, отхожу к краю сцены в надежде, что звук станет если не тише, то хотя бы мягче. Но не тут-то было – к моему удивлению, пронзительность звучания только усилилась!