Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт
Важная информация
узнать подробности

Уважаемые зрители!

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2024 г. № 2638-ПП проход на мероприятия с 15.03.2025 г. по билетам, приобретенным с 01.12.2024 г. по новым правилам покупки, осуществляется при обязательном предъявлении одного из документов согласно утверждённому перечню.

Владимир Юровский, Александр Князев и Госоркестр России сыграют программу о жизни и смерти в Доме музыки

Концерт в рамках традиционного абонемента ГАСО пройдет с участием художественного руководителя коллектива, дирижера Владимира Юровского и знаменитого российского виолончелиста Александра Князева в Светлановском зале Дома музыки 21 февраля 2018.
Исполнение «Манфреда», не потеряв романтического пафоса в центральных эпизодах, без излишней сентиментальности, было наиболее интересным в первой и последней частях. Здесь проявилась тонкая прорисовка деталей, свойственная В. Юровскому. Эта графичность и внимание к деталям не помешала дирижёру очень прочно слепить общую форму «Манфреда».
«Манфред» оказал заметное влияние на последние симфонии Чайковского – Пятую и Шестую. А образ Манфреда позволяет рассматривать его как предтечу Германа из «Пиковой дамы».
 
Кульминацией зимнего цикла Владимира Юровского и Госоркестра им. Светланова стало великолепное исполнение с Александром Князевым Первого виолончельного концерта Альфреда Шнитке.
 
Здесь произошла «химия», как это называет В. Юровский, солиста, дирижёра и оркестра, их полное взаимопонимание. Я бы это назвал совпадением невероятной энергетики самого сочинения и индивидуальной энергетики каждого исполнителя, вошедших в резонанс и давших этот потрясающий результат.
 
Этот энергетический и эмоциональный резонанс охватил не только исполнителей, но втянул в него и слушателей. Ощутить это можно было только присутствуя в зале. Никакая самая совершенная запись не передаст резонанса сцены и слушателей.
 
Концерт Шнитке был исполнен Князевым и оркестром «на одном дыхании». Убедительны были темпы, динамические оттенки и контрасты. Если «Манфред» поразил отработкой деталей, то в концерте Шнитке по залу проносились вихри и клубки явно инфернального характера.
 
С этим сочинением Шнитке связано интересное событие. В ноябре 1988 года в Свердловске (ныне Екатеринбурге) проходила Вторая Всесоюзная ассамблея клубов любителей классической музыки, проводимая Всесоюзным музыкальным обществом (ВМО). Я тогда был сотрудником ВМО и отвечал за проведение этой Ассамблеи. На ней было принято решение просить Президиум ВМО выдвинуть Альфреда Шнитке на соискание Ленинской премии за альтовый и виолончельный концерты (тогда ещё не «Первый», ибо второй ещё не был написан). Заключал Ассамблею концерт Свердловского симфонического оркестра п/у Владимира Зивы.
 
Исполнить Альтовый концерт тогда не удалось, т. к. некоторое время монопольным правом на его исполнение, по соглашению с автором, обладал Ю. Башмет – а приехать в эти сроки в Свердловск он не смог. Поэтому в программу вошли Виолончельный концерт и Симфония № 2 Альфреда Шнитке. В виолончельном концерте превосходно солировал лауреат конкурса им. Чайковского Сергей Судзиловский.
 
Вопреки давлению Юрия Курпекова, куратора музыки в Отделе культуры ЦК КПСС, нам удалось заставить Президиум ВМО выдвинуть Шнитке на соискание Ленинской премии за 1990 год. Инициативу Ассамблеи горячо поддержали на заседании Президиума ВМО авторитетные музыканты: Владимир Минин, Саулюс Сондецкис, Вера Горностаева и Наталия Сац. Тогда же Шнитке был выдвинут на соискание этой премии и Московским союзом композиторов. Позже, однако, Альфред Гарриевич попросил снять его кандидатуру с обсуждения.
 
Возвращаясь к нашей теме, надо особо сказать о великолепном общем звучании Госоркестра им. Светланова. Баланс групп идеальный. Качество звучания струнных выше любых ожиданий. Временами даже в tutti оркестр добивался необычайной прозрачности звучания.