Top.Mail.Ru
logo
main site

Vladimir Spivakov, NPR. Alexander Scriabin 150-th Anniversary

Vladimir Spivakov, NPR. Alexander Scriabin 150-th Anniversary

1

Alexander Scriabin 150-th Anniversary

National Philharmonic Orchestra of Russia
Vladimir Spivakov, artistic director and principal conductor


В программе:
Скрябин. Симфония №2 до минор, ор.29
Лядов. «Волшебное озеро»
Скрябин. «Поэма экстаза», ор.54


Грандиозная Вторая симфония и великая «Поэма экстаза» Скрябина станут основой программы, которую Владимир Спиваков посвятил 150-летию со дня рождения гениального русского композитора.

«Я очень постепенно приближался к его творчеству. Можно сравнить это с планетой: вначале вы на нее смотрите в телескоп, изучаете, а потом подлетаете к ней – и она своей гравитацией вас затягивает… Необходимо сделать все возможное, чтобы Александр Николаевич, в которого я сейчас совершенно влюблен, оказался в мировом рейтинге композиторов на той высоте, которой он достоин, – убежден маэстро. – В царское время у нас было два композитора – Рахманинов и Чайковский, при советской власти тоже, в общем-то, только два – Прокофьев и Шостакович. Но Скрябин заслуживает не меньшего внимания, ведь он поразительно современен! Ощущение тревоги, непредсказуемости бытия, невозможности повлиять на исход событий, присутствие некой внешней силы, препятствующей проявлению воли человека, – все это очень ярко выражено в творениях Александра Николаевича. Переслушав некоторое количество записей, я понял, что должен расчистить эту музыку, как расчищают иконы».


Музыка Скрябина – отражение философских концепций Серебряного века, когда художники открывали новые духовные пространства. Композитор искренне считал, что искусство должно стать импульсом к преобразованию человека и Вселенной. Эта идея, выраженная в звуках и музыкальных символах, воплощена и в «Поэме экстаза», и во Второй симфонии. Внутренний замысел этой симфонии – новый путь «от мрака к свету», через грозно бушующие стихии к утверждению силы и мощи человека, к радостным высотам духовного просветления – очень близок основной теме бетховенского симфонизма, героике борьбы.

«Гениальная «Поэма экстаза» – сочинение, к которому Скрябин написал текст, но просил не показывать его дирижерам, чтобы это не отвлекало их от музыки, – это шедевр, новая веха в развитии музыки», – уверен Владимир Спиваков. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста: «И огласилась вселенная радостным криком Я есмь!» Красочная оркестровка с ослепительно яркими кульминациями передают «высшую грандиозность в сфере высшей утонченности» – то удивительное состояние духа, которое Скрябин и называл экстазом.

Симфоническая картина «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, мастера совсем иной звукописи, не случайна в этой программе: именно Лядову – огромному авторитету в области гармонии, контрапункта и оркестровки, Скрябин доверил проверку партитуры своей Второй симфонии перед печатью. Маэстро Спиваков – профессиональный художник – нашел для «Волшебного озера» удивительный фантастический звуковой колорит, вызывающий в памяти полотна импрессионистов: «картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине», как писал Лядов.

В программе возможны изменения


Продолжительность мероприятия:

two parts, 45 minutes each

Организатор:
ГБУК г.Москвы "ММДМ"