+7 495 730-10-11

Вечер камерной музыки. А.Лундин, Т.Федосеева, В.Сондецкис

Вечер камерной музыки

05.02.2018 - 19:00
Камерный зал
12+

Алексей ЛУНДИН, скрипка
Татьяна ФЕДОСЕЕВА, фортепиано
Витаутас СОНДЕЦКИС, виолончель 

В программе:
Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано до мажор, KV 303
Григ. Соната №3 для скрипки и фортепиано до минор
          Andante con moto до минор
Шостакович. Трио №2 ми минор

Концертмейстер «Виртуозов Москвы» – скрипач Алексей Лундин – отводит ансамблевой игре особое место. «В моей работе с оркестром я, как правило, играю роль проводника дирижерской идеи, расшифровывая его тайные знаки. И в этом случае моя задача состоит в том, чтобы быть подчиненным воле лидера. В камерном музицировании действительно больше совместного творчества – необходимо прислушиваться и помогать друг другу», – считает Лундин. В 1998 году выпускник Московской консерватории связал свою артистическую судьбу с прославленными «Виртуозами Москвы». Став первой скрипкой, в своей концертной практике он нередко выступает сольно и обращается к инструментальным дуэтам. Каждый подобный тандем – образец кропотливого и тонкого исполнительского искусства, взаимодействия двух ярких личностей, их творческого единства. 

На этот раз Алексей Лундин вместе с сыном прославленного дирижера – литовским виолончелистом Витаутасом Сондецкисом и пианисткой Татьяной Федосеевой представит программу из сочинений Моцарта, Грига и Шостаковича.

Соната до мажор Моцарта возникла в тот период, когда композитор пытался отсрочить свою поездку в Париж, переживая пылкое чувство влюбленности к очаровательной 16-летней певице Алоизии Вебер. В Мангейме он впервые возвращается к сонатам для скрипки и фортепиано, которые не писал с детского возраста. Вновь вспыхнувший интерес связан с сонатами немца Йозефа Шустера – Моцарту довелось услышать и самому сыграть их чуть раньше в Мюнхене. Скрипичная партия в сонатах Шустера получала большую независимость, чем тогда было принято (характерное превосходство фортепиано отчетливо слышно и в ранних сонатах, сочиненных Моцартом десятью годами ранее). Подобно своему современнику, Моцарт постарался уравновесить голоса, ослабив функцию аккомпанемента скрипки.

В Сонате №3 для скрипки и фортепиано Грига, посвященной немецкому художнику Францу фон Ленбаху, оба инструмента также достаточно независимы. Их индивидуальность возводится в высшую степень, и даже в заключительной части они не приходят к устойчивому согласованию. По словам норвежского композитора Томаса Руне Андерсена, в Третьей скрипичной сонате «универсальное и национальное срастается с глубоко личным, григовским». Впервые она была исполнена в декабре 1887 года в Лейпцигском Гевандхаусе. Автор сам занял место за фортепиано; в дуэте с ним выступил выдающийся скрипач Адольф Бродский. Третья соната получила огромную популярность и прочно вошла в камерный репертуар музыкантов по всему миру.

Andante con moto – еще одна пьеса Грига в программе этого концерта, датированная 1878 годом и опубликованная лишь век спустя (!). Композитор планировал написать классическое фортепианное трио, однако этот замысел был осуществлен им только на треть. Фрагмент, найденный другом Грига – нидерландским музыкантом Юлиусом Рёнтгеном, тем не менее, отличает завершенность мысли и совершенство ее воплощения, хотя, исследователи убеждены, что автор намеревался значительно сократить средний раздел Andante. Как выглядело бы все трио, будь оно полностью дописано Григом – неизвестно. Подобно осколку бесценного артефакта, обнаруженного в археологических раскопках, Andante поражает своей красотой, но его полнота непостижима и запечатлена только в сознании композитора.

Завершит программу концерта Второе трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1944) – «камерная параллель Восьмой симфонии», принадлежащее к одному из самых трагических творений Шостаковича. Рождению трио предшествовало событие, оставившее неизгладимый отпечаток в судьбе Дмитрия Дмитриевича – смерть близкого друга, Ивана Соллертинского. «Кончина его – жестокий удар для меня», – писал Шостакович. Проникнутое глубокой скорбью, в этой пьесе нашли также отражение ужасы военного времени. 

Продолжительность мероприятия: 
2 отделения по 45 минут
Стоимость билетов: 600 – 900 Р
Организатор: 
ГБУК г.Москвы "ММДМ"