"Виртуозы Москвы" в машине времени. Й.Брамс, В.А.Моцарт, Ф.Шуберт. Солисты А.Лундин, А.Митинский

«ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ» В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»

Абонемент
04.04.2018 - 19:00
Камерный зал
6+

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель – Владимир Спиваков

В программе:
Моцарт. Струнный квартет №1 соль мажор, KV 80

Брамс. Струнный квартет №2 ля минор, соч. 51 №2
Шуберт. Струнный квартет №14 («Смерть и девушка»), D. 810 (оркестровка Густава Малера)

Завершая экскурс в австро-немецкий музыкальный романтизм, «Виртуозы Москвы» исполнят три квартета Моцарта, Шуберта и Брамса, созданные в разные биографические периоды каждого автора. Откроет заключительную программу абонемента Первый квартет 14-летнего Моцарта, который начал писать эту партитуру еще под неусыпным оком своего авторитетного отца Леопольда. Первоначально в цикле было три части, Финал автор добавил три года спустя в Вене, куда отправился с отцом на гастроли. Впоследствии он создал несколько десятков разнообразных квартетов, в том числе струнных, ставших подлинными образцами для многочисленных последователей.

Один из них – Франц Шуберт – оставил 15 струнных квартетов. Наиболее известный из них, квартет «Смерть и девушка», был написан «самым несчастным, самым жалким человеком на свете» – неизлечимо больным композитором, пребывавшим в глубочайшей депрессии. В одноименной песне Шуберта, давшей квартету название и положенной в основу медленной части, воплощен образ, волновавший композитора с юности, – образ смерти как подруги молодости, сестры, утешительницы. Впрочем, финал квартета говорит о победе человеческого духа над смертью, а все сочинение в целом «радует свет» уже не одно столетие, заняв свое почетное место в ряду шедевров камерной музыки.

Иоганнесу Брамсу, в отличие от Моцарта и Шуберта, потребовалось много лет, прежде чем он выработал свой творческий почерк. Отличавшийся чрезвычайной требовательностью к себе и своей работе, он имел обыкновение уничтожать сочинения, которыми был недоволен. Такая участь постигла и ранний квартет си минор, которому автор поначалу присвоил первый опус, а затем передумал и ликвидировал. Лишь в 1871 году Брамс, подступаясь к симфонической драматургии, решил довести освоение квартетного жанра до совершенства и написал один за другим два струнных квартета ор. 51. Немецкий музыкальный критик Макс Кальбек называл эти два сочинения Флорестаном и Эвсебием – именами двух персонажей, придуманных кумиром Брамса Шуманом и представляющих две ипостаси романтического героя – лирическую (во втором квартете) и энергично-импульсивную. 

Продолжительность мероприятия: 
2 отделения по 45 минут
Организатор: 
ГБУК г.Москвы "ММДМ"