+7 495 730-10-11

Вечер с Моцартом

«Вечер с Моцартом»

16.11.2017 - 19:00
Светлановский зал
6+

Ансамбль Questa Musica
Солисты: Надежда ПАВЛОВА, сопрано
Андрей ГУГНИН, фортепиано
Дирижер – Филипп ЧИЖЕВСКИЙ

В программе:
Моцарт. Симфония №4 ре мажор, KV 19
               Концерт №14 ми-бемоль мажор для фортепиано с оркестром, K449
               Концертная ария Vorrei spiegarvi, oh
Dio, K418
               Симфония №38, «Пражская»,
K504

«Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты» – это высказывание принадлежит русскому композитору Сергею Танееву. Казалось бы, наследие такой крупной фигуры в мировой культуре, как Моцарт, доступно в любом своем проявлении: не существует такой академической сцены, с которой бы никогда не звучали симфонические, камерные, оперные сочинения австрийского гения. Однако из всей созданной им музыки, как правило, исполняются избранные вещи, в то время как большая «часть айсберга» остается невидимой… Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica включили в программу своего концерта не только известные произведения, но и редко исполняемую раннюю Четвертую симфонию. 

В 1765 году юный Моцарт выступал в Великобритании с другими членами своей музыкальной семьи. Симфония №4 девятилетнего композитора была приурочена к этому триумфальному турне, и ее первое исполнение состоялось в Хеймаркет театре в Лондоне. Манускрипт симфонии не сохранился, но партитуру восстановили по голосам. В настоящее время этот бесценный нотный материал, дающий представление о даровании Моцарта, хранится в Баварской государственной библиотеке.

Клавирные концерты Моцарта воспринимаются современной публикой сквозь призму его гениальных опер, созданных позднее. Это своего рода оперы без певцов. В фортепианном концерте ми-бемоль мажор Моцарт в самом начале, стремительном и энергичном – Allegro Vivace – использует пять разных тем, как если бы персонажи пьесы собирались вместе на сцене. В отличие от первой части Andantino – образец кантиленности, предвосхищающий меланхолические интонации, впоследствии развитые композитором в «Свадьбе Фигаро». Заключительная часть – контрастное рондо. «Новый концерт, который я сыграл, имел исключительный успех», – с гордостью сообщал Моцарт отцу в марте 1784 года.

Предназначенная для свояченицы композитора – сопрано Алоизии Ланге (1760–1839) – Vorrei spiegarvi, oh Dio впервые прозвучала в Городском театре Вены в качестве вставной арии в опере Паскуале Анфосси «Нескромный любопытный» (1783). Моцарт писал отцу в Зальцбург, что «публике понравились только две арии; вторую, бравурную, исполняли на бис». В Доме музыки ее представит певица, названная российской критикой «Открытием сезона 2015/2016», лауреат «Золотой маски» Надежда Павлова. Партия Виолетты в постановке Роберта Уилсона «Травиата» (Пермский театр оперы и балета) открыла ей путь к карьере звезды международного масштаба.

Венчает программу Симфония №38. На протяжении двадцати пяти лет Моцартом было создано более пятидесяти симфоний, из которых не сохранились (или еще не найдены) юношеские. В контексте истории одного из главнейших жанров европейской музыки, ее духовной основы симфоническое наследие Моцарта – в частности «Пражская» и триада симфоний 1788 года – та основа, на которой возник монументальный симфонизм Бетховена.

Продолжительность мероприятия: 
2 отделения по 50 минут
Организатор: 
АНО "Премьера"