Ф. Мендельсон. Оратория «Илия»

XI Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
20.01.21 - 19:00
Светлановский зал
6+
Ф. Мендельсон. Оратория «Илия» Арсентий ТКАЧЕНКО Мастера хорового пения
Билеты проданы

Уважаемые зрители, ранее заявленный дирижер Михаил Гертс (Эстония) не будет принимать участие в концерте.

Во исполнение указа Мэра Москвы от 09 июля 2020 г. № 77-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 г. № 68-УМ», произошли изменения в рассадке зрителей в зале.
С планом пересадки Вы можете ознакомиться здесь.

XI Московский Рождественский фестиваль духовной музыки

Мендельсон. «Илия»,
оратория для солистов, хора и оркестра на тексты из Ветхого Завета, соч. 70

Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель – Лев Конторович
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Солисты:
Евгения ВАСИЛЬЧУК, сопрано
Евгения АСАНОВА, меццо-сопрано
Давид ПОСУЛИХИН, тенор
Игорь ПОДОПЛЕЛОВ, бас
Людмила ГОЛУБ, орган
Дирижер – Арсентий ТКАЧЕНКО

Оратория «Илия» стала последним крупным сочинением Мендельсона, его лебединой песней. Ее главный герой – ветхозаветный пророк, борец за истинную веру, избавляющий от стихийных бедствий, болезней и смерти, обличающий пороки царя и народа, казался композитору тем персонажем, «какой просто необходим нам теперь»: «сильным, горячим, борющимся с придворным сбродом, почти со всем миром» (из письма композитора).

Премьеру ждал оглушительный успех: на хоровом фестивале в Бирмингеме, где также исполнялись любимые англичанами «Мессия» Генделя, «Сотворение мира» Гайдна и «Торжественная месса» Бетховена, именно оратория «Илия» произвела настоящий фурор и затмила все другие сочинения. Как отметил критик «Таймс»: «Никогда прежде не было столь полного триумфа, столь полного и быстрого признания великого произведения искусства!». Мендельсон сам дирижировал оркестром на премьере и вскоре получил от герцога Альберта благодарственное письмо, в котором супруг королевы Виктории сравнил композитора с пророком, очищающим музыкальное искусство от скверны новомодных увлечений и утверждающим истинные, вечные ценности.

Необычно начало оратории: вместо традиционной увертюры звучит грозный речитатив Илии на фоне сурового хорала в оркестре. Сразу перед слушателями предстает могучий образ пророка: «В этот год не будет ни росы, ни дождя», – объявляет он кару за людские грехи. Смятение народа выражается далее в увертюре и в первом хоре «Помоги, Господь!», переходящем в хоровой речитатив, в котором описываются беды, вызванные засухой.

Все дальнейшие эпизоды (всего в оратории 42 номера) составляют композицию, подобную серии оперных «номеров». В двух частях оратории они сюжетно и по смыслу объединяются в более крупные сцены. Основные эпизоды первой – засуха и голод, «Чудесное питание Илии», «Воскрешение умершего сына вдовы», «Встреча Илии с Ахавом», «Посрамление пророков Ваала» и «Большой дождь в ответ на молитву Илии». Вторая часть рисует Илию, бежавшего от преследований на гору Хорив («Намерение Иезавели», «Бегство Илии», «Господь в веянии тихого ветра»), и «Взятие Илии на небо». Эта часть открывается и перемежается прославлением Господа, а завершается пророчеством о пришествии Мессии.

В программе возможны изменения

Буклет фестиваля

Продолжительность мероприятия: 
2 отделения по 60 минут
Организатор: 
ГБУК г.Москвы "ММДМ"
В. Спиваков и НФОР Русская филармония Ансамбль «Березка» Оркестр им. Лундстрема. «И хорошее настроение…»